[Главная страница]

Быков Илья Анатольевич
Лосев Сергей Алексеевич
Стратегия развития университета в контексте теории информационного общества

Работа, озаглавленная столь широкомасштабно, на самом деле представляет собой лишь набросок размышлений о перспективах развития университета в контексте теории информационного общества. В качестве объекта эмпирического анализа выступает образовательная деятельность Гуманитарного факультета СПб ГУТ.
[18]

Теория информационного общества была создана совместными усилиями многих известных ученых, среди которых следует выделить Д. Белла, А. Тоффлера, П. Дракера, М. Кастельса, У. Мартина и других1. Согласно классическому определению, «…в контексте имеющихся тенденций развития передовых в промышленном отношении стран информационное общество можно определить как такое общество, в котором уровень использования информации существенным образом обуславливает качество жизни, а также перспективы экономического развития и социальных изменений. В таком обществе уровень жизни, характер труда и отдыха, система образования, политика и рынок непосредственно испытывают на себе растущее влияние информации и знаний»2.

В информационном обществе система высшего образования существенно отличается от аналогичной системы в индустриальном обществе, которая, по мнению П. Дракера, стала одной из причин, обеспечившей стабильный рост благосостояния индустриальных обществ. Если в средневековой Европе, знания передавались от мастера ученику непосредственно в процессе производства, то в индустриальной Европе на смену мастеру пришли учебники и система массовой подготовки кадров. Обучение стало таким же массовым и конвейерным, как и производство.

В информационном обществе высшие учебные заведения сталкиваются с изменением целого ряда фундаментальных социально-экономических условий деятельности. Во-первых, это изменение демографической ситуации. Если в индустриальном обществе большинство студентов являлись молодыми людьми в возрасте от 17 до 25 лет, то в наше время ситуация радикально изменяется сторону увеличения среднего возраста обучающихся.

Во-вторых, в информационном обществе наблюдается резкое обострение конкуренции в сфере высшего образования по всем направлениям между государственными, частными и корпоративными учебными программами. Кроме увеличения различных форм образовательных учреждений, конкуренция развивается и в пространственном отношении (между региональными, национальными и глобальными вузами).

В-третьих, появление новых информационных технологий делает возможным организацию дистанционного образования и возникновение системы кредитов, позволяющих обучаться в разных вузах.

Таким образом, в условиях перехода к информационному обществу учебные заведения, созданные в соответствии с индустриальной парадигмой [19] оказываются неэффективными. На наш взгляд, вузам, желающим выжить в новых условиях, необходимо следовать следующим направлениям реформирования: - Внедрять гибкие программы обучения, основанные на изменяющихся потребностях общества и конъюнктуре рынка;
- Использовать междисциплинарный подход при развитии научных исследований;
- Всегда делать упор на конечные результаты образовательных и научных программ;
- Приглашать для управления вузами профессиональных менеджеров;
- Радикально трансформировать стиль работы преподавателей, связанный с активным внедрением в учебный процесс новых информационных и мультимедийных технологий и объективной тенденцией по уменьшению времени, отводимого на аудиторные занятия3.

В докладе подробно освещается опыт работы гуманитарного факультета СПб ГУТ и его кафедр, накопленный в последние году в условиях становления информационного общества в России.

Резюмируя, следует отметить, что высшие учебные заведения в информационном обществе одновременно напоминают коммерческие корпорации и средневековые университеты. Они, с одной стороны, являются коммерчески успешными предприятиями, а с другой стороны, в отличие от индустриальных обществ, развивают индивидуальные программы обучения на основе новых информационных технологий.

Примечания
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М., 1999; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000; Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999; Drucker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y., 1993; Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980.
2. Martin W.J. The Information Society. L.: Aslib, 1988. P. 4.
3. См., подробнее: Dunn S.L. The Changing University: Survival in the Information Society // The Computerized Society. Ed. by E. Cornish. Bethesda, 1985. P. 47-52.

[20]

Быков И.А., Copyright ©, 2004

доска объявлений Ялта

новостройки в Звенигороде

Кредит сравнить потребительский кредит кредитный калькулятор онлайн

Неуловимые Мстители смотреть онлайн бесплатно.