[Главная страница]

Чугунов А.В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – 320 с.

рецензия

Монография А.В. Чугунова, одного из самых известных отечественных исследователей социально-политических аспектов развития Интернета в России, является, не побоимся этой характеристики, уникальным изданием. В первую очередь, мы можем говорить об этом благодаря тому, что автору удалось обобщить «данные социологических исследований российской интернет-аудитории с точки зрения ее социально-демографической структуры, распределения по российским регионам, информационных и общественно-политических запросов пользователей Интернета» (С. 7). А.В. Чугунов собрал, упорядочил и сравнил разнообразные исследовательские программы, которые осуществлялись в России, начиная с 1996 года. Среди таких исследовательских программ особенно выделяются опросы Фонда «Общественное мнение», проект «Web-vector» (компания КОМКОН), проект «Gellup Net», опросы центра РОМИР, проект «Омнибус» ГфК Русь, мониторинг российского Интернета (агентство Monitoring.ru) и т.п.

Во вторую очередь уникальность данной работы связана с тем, что она содержит данные некоторых исследований (в основном периода 1996-2000 гг.), размещавшиеся на информационных интернет-ресурсах, которые теперь недоступны либо вследствие их реорганизации, либо вследствие прекращения работы соответствующих социологических служб. «Тем самым, - отмечает А.В. Чугунов, - книга выполняет функцию сохранения основных результатов опросов российской интернет-аудитории для последующего научного анализа и сопоставления с будущими социологическими исследованиями» (С. 301). Следует отметить, что данный аспект функционирования глобальной сети Интернет с самого начала ее возникновения вызывает серьезную озабоченность. К сожалению, легкость модификации информации в сети, а также постоянное обновление парка вычислительной техники, приводят к тому, что теряется разнообразная информация, представляющая определенную историческую ценность.

Изложение материала монографии соблюдает принцип «от общего к частному». В начале работы проводится анализ и классификация основных методологических
[280]
проблем изучения интернет-аудитории. Затем автор переходит к исследованию таких частных проблем как численность интернет-аудитории в России, ее характеристики, информационные предпочтения, политические взгляды и потребительское поведение. При этом, автор отталкивается от опыта проведения массовых интернет-опросов в США. Подобный экскурс очень полезен, так как именно США стали флагманом в области внедрения интернет-технологий. Более того, именно там программы исследования интернет-аудитории, опиравшиеся на отличный фундамент многолетних прикладных социологических исследований, получили самое широкое распространение.

Также в работе уделяется внимание серьезной методологической проблеме, а именно критерию определения понятия «пользователь Интернета». Дело в том, что именно от процедуры подсчета пользователей зависит конечный результат подсчета их общего количества. Так, например, в рамках проекта «Web-vector» (компания КОМКОН) пользователем считался человек, «обращающийся к Интернету не реже одного раза в три месяца» (С. 92). А вот согласно опросам ФОМ таковым считается человек, выходивший в сеть хотя бы раз за последние шесть месяцев. Очевидно, что результаты подсчета российской интернет-аудитории фондом «Общественное мнение» оказались значительно выше подсчетов, проделанных компанией КОМКОН. Еще одним немаловажным обстоятельством в проблеме определения понятия «пользователь Интернета» является интенсивность использования интернет-технологий.

Тем не менее, основываясь на сравнительном анализе различных социологических исследований и сопоставлении данных о расширении количества пользователей Интернета и интенсивности использования интернет-технологий, А.В. Чугунов предлагает авторскую периодизацию этого процесса (С. 301-305). Первый этап (1991-1994 гг.) получил название «подготовительного», так как в это время Интернет использовался практически исключительно в научных целях и был доступен ограниченному кругу лиц. Во время второго этапа развития Интернета в России (1994-2000 гг.) произошло создание инфраструктуры глобальной сети в нашей стране. В это время интернет-технологии начали использоваться, в том числе и для реализации политических целей. Значительную известность в этом смысле приобрела деятельность Фонда эффективной политики во главе с Г. Павловским. Во время третьего этапа (2000-2002 гг.) имели место противоречивые явления. С одной стороны, данный этап характеризовался определенным кризисом и падением интереса к Интернету, а с другой стороны, в это время происходит интенсивное проникновение новых технологий в регионы. И, наконец, начиная с 2003 г., когда по данным большинства социологических исследований доля пользователей Интернета превысила 10% взрослого населения страны, стартовал «Современный» этап, характеризующийся интенсивным коммерческим и коммуникационным использованием возможностей глобальной сети.
[281]

Остановимся на прогнозе развития интернет-аудитории в России. По данным А.В. Чугунова, «в 2005 г. в России практически исчерпан потенциал роста пользователей Интернета и без существенных корректировок бизнес-стратегий провайдеров, а также появления новых стимулов для подключения к Сети может наступить период стабилизации доли населения, использующего Интернет на уровне 20-25%» (С. 166). Вместе с тем, определенный потенциал роста сохраняется в крупных мегаполисах, и по прогнозам Мининформсвязи к 2010 году можно ожидать преодоления планки 40% (С. 306). Оперируя такими цифрами, становится очевидным, что Интернет, как средство массовой информации, еще не скоро сравняется с телевидением по охвату аудитории, занимая при этом достаточно влиятельную позицию на медийном рынке. Особенный интерес в монографии для политологов представляют данные о политических предпочтениях интернет-пользователей. Подобных исследований не так много, и именно поэтому они представляют большую ценность. В монографии представлены не самые новые данные, полученные в 2003 г. Тем не менее, результаты такого рода исследований дают большую пищу для размышлений. Они показывают, что политические взгляды интернет-аудитории значительно более демократичны и либеральны, нежели взгляды населения России в целом. Ярким индикатором является отношение к политическим партиям. С одной стороны, бросается в глаза поддержка таких демократических организаций, как СПС и «Яблоко», а с другой стороны, неприятие КПРФ.

Таким образом, на наш взгляд, монография А.В. Чугунова представляет значительный интерес, как с методологической точки зрения, так и с точки зрения политической практики.
[282]

Быков И.А., Copyright ©, 2006

Выбрать, где купить лодку, выгодные предложения

Кракелирующее средство. Производитель: С.Kreul, Германия.

В услуги визажиста киев входит и подбор косметики

Положение молочных желез.

новостройки лучшие цены в интернет каталоге