[Главная страница]

Быков Илья Анатольевич
Паблик рилейшнз в деятельности политических партий: опыт современной России

Прежде чем анализировать функции ПР для политических партий в условиях современной России необходимо кратко остановиться на основных понятиях, значимо важных для достижения верного результата, а именно на таких понятиях как гражданское общество, правовое государство, политические партии и общественно-политические движения.

На сегодняшний день термин гражданское общество является одним из самых распространенных не только в научных изданиях, но и в публицистике. И это не должно вызывать удивления, так как наличие гражданского общества с его разнообразием ценностей, интересов и потребностей людей является одним из признаков современного постиндустриального общества. Гражданское общество имеет несколько “измерений”1. Во-первых, оно выступает как совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, которые разрушают монополию государства на власть и уравновешивают государственную власть с властью негосударственных организаций и институтов. Таким образом, гражданское общество гарантирует защиту от государственного произвола и диктатуры. Во-вторых, гражданское общество - это сфера реализации многообразия интересов отдельных индивидов и социальных групп. Отдельные личности и группы лиц посредством институтов гражданского общества (партий, ассоциаций и многих [35] других) имеют возможность выражать свои интересы помимо государственных институтов.

Взаимоотношения органов государственной власти с институтами гражданского общества имеют двухсторонний характер. С одной стороны, отношения в гражданском обществе подвергаются регуляции со стороны государства, а, с другой стороны, гражданское общество само воздействует на государство через свои политические институты ? политические партии и общественно-политические организации.

Сложившиеся гражданское общество с его политическими институтами обычно так влияет на государственный организм, что он принимает форму правового государства. Правовое государство может существовать и развиваться только вместе и одновременно с гражданским обществом. Под правовым государством обычно подразумевается исторический тип государства, в котором основой законодательства служат естественные права человека. Современное понимание прав и свобод человека и гражданина как совокупности неотчуждаемых политических и социально-экономических прав изложено во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Институциональными формами правового государства могут выступать как республики (в разных видах), так и конституционные монархии. Однако главной институциональной характеристикой правового государства является наличие реального разделения властей и функционирование механизма “сдержек и противовесов”.

Социальной базой гражданского общества и правового государства выступает так называемый средний класс, который в странах Запада практически составляет до 70% самодеятельного населения. Очевидно, что именно образованные и достаточно обеспеченные люди способны участвовать в деятельности общественно-политических организаций, иметь свободное время и материальные ресурсы для подобной деятельности.

Очень важным в политическом отношении институтом гражданского общества являются средства массовой информации (СМИ). В советский период истории России СМИ были исключительно важным орудием государственной пропаганды и агитации. Именно с помощью СМИ коммунистической партии удавалось долгое время достаточно эффективно легитимизировать политическую систему. Однако в современном обществе монополия на СМИ практически недостижима. Возможности распространения и передачи информации, как при помощи традиционных для индустриального общества средств связи (газеты, телеграф, телефон, радио), так и при помощи современных средств коммуникации, характерных для информационного общества (телевидение, мобильные телефоны, Интернет и т.п.), настолько увеличились, что не поддаются контролю со стороны государства. Свобода информации является одной из предпосылок успешного развития гражданского общества и правового государства. Она достигается через плюрализм [36] информационных каналов, когда наряду с государственными существуют и частные, и акционерные СМИ. Свобода слова так же очень важна и для развития подлинных ПР, поскольку именно через СМИ подчас осуществляется самая оперативная обратная связь, которую не могут дать даже самые оперативные социологические опросы. В то же самое время необходимо учитывать, что СМИ иногда реагируют на события неадекватно и непредсказуемо. Поэтому любое действие в области политики должно сопровождаться соответствующей ПР-кампанией, направленной на то, чтобы журналисты своевременно оценили и “правлильно разобрались в ситуации”.

Теперь обратимся к основному термину данной статьи - термину политическая партия2. Политические партии известны в истории человечества с древнейших времен. Так, само слово “партия” латинского происхождения и переводится как “часть”. Но еще до римлян Аристотель писал о борьбе между “партиями” жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI веке до н.э., а из истории средневековой Англии широкую известность получила борьба между “партиями” Алой и Белой Розы. Однако, в своем современном виде политического института, действующего в массовой среде, политические партии появились лишь после победы буржуазных революций в странах Запада и распространения политических прав на широкие слои населения во второй половине XIX века. По сути дела, партии античности или средневековья оставались временными объединениями, созданными для поддержки каких-либо личностей (клиентеллами).

Известный немецкий социолог М. Вебер предложил общепризнанную на данный момент в политологии схему эволюции политических партий: аристократические кружки, политические клубы, массовые партии. Именно по такой схеме проходило формирование политических партий в Великобритании. В XVII веке в Английском парламенте сложились две аристократические группировки: виги и тори. В начале XIX века виги образовали “Реформ клаб”, а тори - “Чарльтон клаб”. В 1861 году произошло основание первой массовой политической партии. Ей стала Либеральная партия Англии. В 1863 году сформировалась первая массовая рабочая партия ? Всеобщий германский рабочий союз, основанный Ф. Лассалем. Если политические клубы ставили своей целью включение в политическую жизнь буржуазии, то массовые партии стремились и стремятся привлечь на свою сторону как можно больше граждан, занимающих в обществе совершенно разные позиции, обладающих разными доходами, уровнем образования и т.п. К концу XIX века массовые политические партии сформировались в большинстве стран Запада.

С момента формирования массовых политических партий этот феномен сразу же привлек к себе пристальное внимание ученых. Возникла даже целая [37] дисциплина внутри политической науки, занимающаяся изучением партий, — партология. Однако в рамках этой науки до сих пор не сложилось единого определения понятия “политическая партия”. Каждый крупный ученый вырабатывает собственное определение, но большинство ученых выделяют определенное число функций и признаков политических партий. К признакам обычно относят следующие:
1) наличие минимальной формальной организации;
2) наличие программы совместной деятельности;
3) участие в формировании и функционировании правительственных механизмов;
4) участие в выборах;
5) особое положение связующего звена между государством и обществом.

Функции политических партий делятся на две большие подгруппы: внешние и внутренние. К внутренним функциям относятся рекрутирование новых членов, поддержание материальной и финансовой основы функционирования партии, регулирование внутрипартийных отношений между рядовыми членами, фракциями, лидерами и т.п. Внешние функции партии сводятся к следующим:
1) борьба за завоевание и использование власти в интересах группы населения, которую партия представляет;
2) организация институционализированного участия граждан в управлении государственными делами, то есть обеспечение связи масс с государством;
3) рекрутирование и отбор политических лидеров, формирование политической элиты общества;
4) осуществление политической социализации граждан;
5) согласование собственных интересов с интересами других участников политической борьбы, поддержание в обществе консенсуса по базовым политическим ценностям.

Опираясь на все вышесказанное, можно сказать, что политические партии - это добровольные общественные организации, объединяющие граждан с общими интересами и (или) взглядами, и имеющие своей целью участие в осуществлении политической власти. Именно в притязании на политическую власть и открытом участии в принятии политических решений заключается основное отличие политических партий от других общественных организаций, движений и клубов.

Понятие общественно-политическое движение очень близко к понятию политическая партия и охватывает различные объединения граждан, которые оказывают влияние на политическую жизнь и процесс принятия политических решений, но, в то же самое время, не могут считаться политическими партиями, так как не обладают отдельными признаками и не выполняют определенных функций, характерных для политических партий. Во-первых, политические движения, как правило, не имеют стабильной организационной структуры, устава, постоянного членства, разветвленной организации с отделениями на [38] местах, дисциплинированным подчинением нижестоящих ячеек вышестоящим органам и т.д. Во-вторых, политические движения имеют значительно более широкую и расплывчатую идейно-политическую ориентацию, чем партии. Это позволяет иногда включать в работу движений людей и группы людей разных идеологических взглядов, но преследующих одну цель. В-третьих, цели движений намного более конкретны и ограничены, чем у политических партий. Они не ставят перед собой задачу прихода к власти, но стремятся решить ту или иную конкретную проблему. После того, как проблема решена, движения самораспускается. Так, например, произошло с движением против размещения крылатых ракет в Европе. Но иногда движения перерастают в партии. Тенденция превращения движения в партию свойственна, например, различным экологическим движениям.

Политические партии и общественно-политические движения являются индикатором состояния гражданского общества, поскольку именно по их активности и влиятельности можно судить о том, что происходит в гражданском обществе, существует ли оно и насколько оно контролирует деятельность государственного аппарата.

Если же мы обратимся к проблеме формирования политических партий в России, то нетрудно будет обнаружить, что процесс партогенеза в России шел не так, как об этом писал М. Вебер. В России, если взять, к примеру, дореволюционный этап ее истории, партии возникли значительно позже, чем в Западной Европе и не имели подготовительных этапов становления в виде аристократических кружков и политических клубов.

В современной России политические партии функционируют в виде протопартий или коалиций протопартий3. Протопартии характеризуются прежде всего нестабильностью и хаотичностью форм существования, отсутствием постоянного и надежного электората, отсутствием четкой идеологии. Протопартии существуют в различных формах: протопартии лидера, протопартии интереса, идеологические протопартии и т.п. Протопартии ? это партии в процессе становления. Во время избирательной кампании, когда протопартии ощущают опасность полного исчезновения с политической сцены, они предпочитают объединяться в коалиции, объединенные одной целью ? продолжить свое “политическое существование”. Как только выборы проходят более или менее успешно коалиции переживают расколы и размежевания. Таким образом, процесс формирования политических партий в России можно представить в виде пульсации: “слипание” протопартий в коалиции, расколы, разбегания, снова “слипание”, и снова разбегание. Возможно, что постепенно протопартии обретают большую значимость в связи с тем, что каждые выборы способствуют процессу “естественного отбора” между ними. Однако тезис о том, что политические партии в современной России очень слабо развиты является общим местом даже для учебников и журналистских статей.
[39]

Общую слабость политических партий и общественно-политических движений в современной России определяет целый ряд факторов:

Во-первых, отсутствие федерального закона, который бы регулировал деятельность политических партий, способствует только тому, что коалиции протопартий в России обычно принимают название общественно-политических движений, как это было с движениями НДР или “Отечество”. Формально в современной России нет политических партий, а есть только общественные организации, которые формируют избирательные блоки.

Во-вторых, избирательная система в России слабо способствует усилению роли политических партий, поскольку в ней заложен принцип равноправного сосуществования мажоритарного и пропорционального методов формирования парламента. Мировой опыт свидетельствует, что пропорциональная система выборов в парламент приводит к формированию сильных политических партий, поскольку выборы осуществляются только по партийным спискам. При мажоритарной системе выборов связь между партией и ее членами значительно более ограничена. В России была выбрана избирательная система, которая с одной стороны не мешает формированию политических партий, но и не стимулирует этот процесс.

В-третьих, низкая роль парламента в управлении политическим процессом и доминирование исполнительной вертикали власти приводит к тому, что выборы в парламент значительно уступают по важности президентским, а Президенты не стремятся опираться только на одну политическую силу, партию или движение. Наоборот, в интересах любого Президента необходимо тщательно отрабатывать имидж арбитра, находящегося над схваткой и выражающих интересы “всех россиян”.

В-четвертых, наиболее важной причиной слабости политических партий в России является неоформленность, неартикулированность и противоречивость интересов в обществе. Российское общество переживает процессы стремительных трансформаций, повышенной вертикальной и горизонтальной мобильности, а это, в свою очередь, порождает значительные проблемы в определении любыми политическими партиями и общественно-политическими движениями своей социальной базы. В качестве подтверждения этой позиции можно привести тот курьезный факт, что практически все политические движения заявляют о том, что в их социальную базу входят “интеллигенция и квалифицированные рабочие”.

В-пятых, исторические и социокультурные особенности психологии населения России препятствуют нормальному отношению к политическим партиям. Отсутствие традиции многопартийности и долгие десятилетия однопартийности выработали у граждан России стойкое неприятие (если не сказать ? отвращение) политических партий в любом виде.

О нестабильности партийной системы говорит статистика результатов выборов в Государственную Думу по партийным спискам. Если после того, как [40] количество фракций в Государственной Думе второго созыва по сравнению с первой уменьшилось с 8 до 4, то в 1999 году тенденция к увеличению числа фракций снова возобладала: пятипроцентный барьер преодолели шесть партий и общественно-политических движений. А, если учесть, что в Государственной Думе действует еще несколько депутатских групп, состоящих из депутатов, избранных по одномандатным округам, то партийную систему современной России можно рассматривать как систему поляризованного плюрализма.

ПР в современной России - это совершенно новая сфера деятельности. Однако, уже сейчас можно говорить о некоторых особенностях развития ПР в России. Если на Западе наиболее активно развиты такие области ПР, как кризисные, финансовые и правительственные, то в России в полном соответствии с требованиями рынка ПР-технологии получили наибольшее распространение там, где больше всего платят, а именно в политической сферы, и даже более конкретно ? в избирательных кампаниях.

Для политических партий и общественно-политических движений взаимодействие с общественностью так же важно, как и для органов государственной власти и муниципального управления. В большинстве политических партий и общественно-политических движений создаются и функционируют специальные службы ПР, а там, где их нет (однако, даже в России, такое случается крайне редко), функции ПР выполняются лидерами этих политических движений и их аппаратом. Общие моменты деятельности служб ПР, как в органах государственной власти, так и в политических институтах гражданского общества, можно охарактеризовать следующим образом:
1) они устанавливают, поддерживают и расширяют связи и контакты с общественностью, с другими субъектами политического процесса, а также их службами ПР;
2) информируют общественность о политической позиции государства или той или иной политической партии или объединения, разъясняют детали и мотивы принятия тех или иных решений;
3) осуществляют социально-политический мониторинг, то есть, иными словами, изучают общественное мнение, расстановку политических сил, социально-политические процессы и политическую конъюнктуру;
4) отслеживают общественную реакцию на принимаемые действия или политические заявления;
5) прогнозируют развитие общественно-политических процессов, возможные последствия принимаемых решений и проводимых акций;
6) обеспечивают субъект политики аналитической информацией, в том числе и рекомендациями по поводу предпочтительности тех или иных форм коммуникации, а также собственно содержания передаваемой информации.
7) формируют благоприятный имидж субъекта политики, его структур и лидеров, защищают имидж и осуществляют контрпропагандистские акции.
[41]

Однако деятельность ПР-служб в политических партиях и общественно-политических организациях имеет и свою специфику:

Во-первых, ПР-службы политических партий по сравнению с государственными ПР-службами имеют меньший масштаб деятельности. Меньшие масштабы деятельности вызваны тем, что у политических партий более ограниченны финансовые, материальные и организационные ресурсы. В деятельности политических партий не является редкостью отсутствие специальных ПР-служб и отделов, а так же совмещение функций ПР с другими функциями.

Во-вторых, ввиду того, что деятельность политических партий нацелена на “завоевание” своего электората, их деятельность в сфере ПР направлена на определенные слои населения, и, поэтому, имеет, нередко, характер пропаганды. Политические партии стремятся удержать в орбите своего влияния свою социальную группу. Государственные органы в этом отношении должны быть менее политизированы, избегать агитации и пропаганды в пользу той или иной политической группировки.

В-третьих, политические партии, как правило, действуют в условиях сильной конкуренции со стороны других партий. Поэтому они вынуждены быть динамичными и быстро реагировать на изменения в обществе. Сила и преимущества политических партий заключается в том, что они призваны отмечать недостатки и ошибки государственных органов, оперативно выдвигать новые предложения и идеи на политический рынок.

В современной России использование технологий ПР политическими партиями получило широкое распространение, особенно, в периоды проведения избирательных кампаний. Некоторые исследователи даже считают, что использование ПР-технологий в политике ограничивается только избирательными кампаниями, а в периоды между выборами спрос на услуги ПР-консультантов падает практически до нуля4.

Рынок политических ПР-услуг в современной России нельзя назвать очень большим5. По подсчетам специалистов денег на нем в несколько раз меньше, чем на каком-либо ином рынке. За пять последних лет на рынке политических ПР-услуг было освоено столько же средств, сколько на рынке лекарственных препаратов за один год.

Еще раз подчеркнем, что в современной России именно на обеспечении избирательных кампаний сосредоточены основные усилия ПР-структур в политических партиях. То, что “успешная избирательная кампания – это, как правило, итог эффективной коммуникации”6, понимают практически все партийные функционеры без разделения по политическим предпочтениям и ориентациям.

Избирательную кампанию можно считать одним из видов ПР-кампании. Эффективная избирательная кампания – это результат эффективной ПР-кампании.
[42]

Сэм блэк, современный классик литературы, посвященной ПР, утверждает, что “типичную деятельность по осуществлению ПР можно разделить на четыре различных, но взаимосвязанных части:
1. Анализ, исследование и формулирование проблем;
2. Подготовка программы действий и бюджета;
3. Координация и выполнение программы;
4. Контроль результатов, проведение оценок и внесение возможных изменений”7.

Об этом же говорит и Г.Г. Почепцов8. Согласно его мнению, менеджмент в области ПР состоит из четырех шагов:
1. Определение проблемы;
2. Планирование и программирование;
3. Действие и коммуникация;
4. Оценка эффективности программы.

В принципе, избирательная кампания состоит из таких же, аналогичных проведению любой ПР-кампании, элементов. Задачи избирательной кампании в принципе совпадают с задачами любой ПР-кампании:
1. Установить первоначальные отношения с целевой аудиторией;
2. Создать запоминающийся имидж;
3. Укрепить доверие к нему;
4. Изменить поведение целевой аудитории.

В современной России вышло довольно много книг и статей, посвященных ответу на вопрос о том, “как победить на выборах”9. Основные рекомендации, согласно целям избирательной кампании, можно свести к следующим пунктам:

1. Первым этапом избирательной кампании является этап принятия решения об участии или неучастии в ней. Обычно данное решение принимается высшим органом политической партии. После этого необходимо как можно раньше создать партийный штаб по проведению избирательной кампании. Структура штаба зависит от многих составляющих: средств, наличия специалистов, масштаба поставленных задач. Кроме руководителя (менеджера) предвыборной кампании, который осуществляет общее руководство, обычно формируется несколько отделов, которые возглавляются его заместителями. Среди них обычно называются следующие:
- пресс-служба;
- планово? аналитический отдел;
- группа “спичрайтеров”;
- группа специалистов-имиджмейкеров;
- финансовый отдел и т.д.
[43]

2. После того, как решение об участии в избирательной кампании было принято, избирательный штаб сформирован, начинается второй подготовительный этап планирования и программирования. Современные избирательные кампании обычно длятся примерно полгода и состоят из нескольких фаз. Собственно предвыборная кампания начинается за 3-5 недель до дня голосования с момента официального разрешения на агитацию и пропаганду. Фактически же она начинается гораздо раньше. Время начала избирательной кампании определяется по желанию политического лидера, желающего баллотироваться, или политического движения, намеренного принять участие в избирательной кампании. Зачастую планирование и осуществление разных программ осуществляется параллельно, поэтому разграничение второго и третьего этапов может быть только условным.

Планирование и программирование не может быть осуществлено без точных данных о настроениях избирателей. На этом этапе необходимо осуществить следующие действия:
- Изучить избирательный округ для депутата по мажоритарному округу или соцально-политическую ситуацию в стране для всей партии;
- Определить ресурсы, имеющиеся у политической партии;
- Выработать формальные цели выборной кампании;
- Проанализировать структуру электората и определить целевые группы;
- Выработать предвыборную кампанию и платформу;
- Разработка общей стратегии и тактики кампании, а так же рекламной кампании;
- Создание основного лозунга кампании;
- Разработка графика избирательной кампании;
- Разработка финансового плана.

С нашей точки зрения основными проблемами для политических партий в условиях современной России являются задачи определения целевой аудитории и разработка соответствующего имиджа. Поскольку проблемы с определением своей социальной базы и соответственно целевой аудитории, очевидно, существуют у большинства парий, кроме КПРФ, постольку возрастает роль имиджа и политической рекламы, которые строятся не на рациональных доводах, основанных на экономических программах или политических платформах, а на эмоциональном впечатлении.

Основной аксиомой работы в области ПР для политиков является то, что население не имеет непосредственного выхода на политика, оно реагирует на его образ, имидж, телевизионную картинку. Происходит как резкое сужение канала (теперь мы получаем информацию только по двум из них - слуховому и зрительному), так и резкое сокращение времени на оценку (мы видим кандидата, к примеру, полторы минуты в день). Это резкое сокращение информационного разнообразия сказывается в том, что избиратель скорее реагирует на определенную утрировку, на определенные идеализации. Он как бы сравнивает кандидата [44] со своим идеальным представлением о том, каким должен быть президент, каким должен быть депутат. Поэтому наши операции по продвижению политика состоят как бы из трех операций:
- отбор тех характеристик, которые аудитория считает важными для кандидата на данный момент;
- внедрение этих характеристик в образ кандидата;
- “продажа” этого образа избирателю.

О том, что отсутствие эффективного политического управления и политического консалтинга порождает спрос на имиджмейкеров и ПР-сопровождение избирательных кампаний, мы уже говорили. Отсюда мы видим успехи таких политичаеских партий, которые основываются на качественной политической рекламе или шоу-менских качествах лидеров. Наиболее яркий пример ? ЛДПР. Опыт избирательной кампании в Государственную Думу показал, что даже “демократы”, потерпевшие серьезное поражение в 1995 году, учли эти уроки, и их реклама стала носить более “квалифицированный” характер. Пример “Яблока”, как партии пытающейся проводить рациональную политику, показал, что эффективность такого подхода очень ограниченна. Замещение политики, основанной на борьбе интересов, политикой, основанной на борьбе имиджей, может привести только к уменьшению роли партий в политической жизни общества, а следовательно и к ослаблению гражданского общества.

Важным симптомом того, что методы ПР в деятельности политических партий в современной России не дают тех результатов, на которые можно было бы рассчитывать исходя из опыта стран с развитой демократией, является широкое распространение так называемых “грязных технологий”. Дискуссия по этому вопросу приобрела очень большую актуальность именно в последнее время. В принципе, “грязные технологии” не имеют шансов на успех, если политическая партия выражает интересы очень большой доли населения. Можно как угодно разоблачать коммунистов, оперировать историческими фактами, статистическими данными и т.п., но никто не переубедит пенсионеров в том, что в СССР (если говорить о 70-х годах) пенсионерам жилось лучше и спокойнее. Нукорененность политических партий в обществе создает благодатную почву для “черного ПР”, клеветы и информационных войн.

3. Этап выполнения плана избирательной кампании не менее важен, чем этап планирования. Самое главное на этом этапе контролировать выполнение намеченных планов и не позволять событиям опережать планирование. Планы не отменяют возможность оперативного планирования и оперативной корректировки программ, но в то же самое время отсутствие плана приводит к тому, что избирательная кампания превращается в неструктурированное мероприятие (о том, что неструктурированные кампании практически обречены на поражение см. ниже). Особенно важное значение на этом этапе имеет работа в день выборов. Контроль за подсчетом голосов при помощи наблюдателей и социологических опросов необходим и стал уже обычной практикой в российской действительности.

4. Заключительный четвертый этап избирательной кампании включает в себя подведение итогов и оценка эффективности предвыборных мероприятий. Если задачи избирательной кампании были формально определены на этапе планирования и программирования, то задача определения эффективности окажется более легкой. Эффективность можно определять в процентном соотношении, если стояла задача получить столько-то голосов. Эффективность можно определять и в денежном отношении, если посчитать “цену” одного голоса, отданного за партию, полученную после деления всех средств затраченных на избирательную кампанию на общее число голосов, поддержавших ее.
[45]

В современной России история избирательных кампаний насчитывает уже более 10 лет. При этом оказалось, что в ходе этих избирательных кампаний использовались 5 моделей избирательных технологий:
1) Неструктурированная;
2) Рыночная;
3) Административно-командная;
4) Организационно-партийная;
5) Комплексная10.

Неструктурированная модель избирательных кампаний была характерна для начального этапа демократизации в нашей стране в 1989-1993 гг., но и до сих пор в каждой новой кампании появляется один-два кандидата, использующих ее. Главным ресурсом таких кампаний являлся сам кандидат, его личные достижения и достоинства. Обычно неструктурированные кампании характеризуются слабой организованностью и недостаточной финансовой обеспеченностью. Если на рубеже 80-х и 90-х годов успех таких кампаний еще имел место, то сейчас это практически невозможно.

Рыночная модель пришла в Россию с Запада, в ней кандидат, политическая партия или избирательное объединение рассматриваются как товар, который продается покупателям-избирателям с использованием различных методов рекламы и пропаганды. Главным ресурсом такой модели являются деньги, на которые закупается реклама и оплачивается труд политических консультантов, имиджмейкеров и спичрайтеров. Рыночная модель избирательной кампании нормально функционирует только в демократическом обществе, где все имеют свободный доступ к СМИ, а количество рекламы ограничивается только наличием денег. В России рыночная модель достаточно популярна в среде преуспевающих бизнесменов, стремящихся играть и политическую роль. С другой стороны, в российских условиях эффективность рыночной модели не всегда можно назвать высокой. Так, например, по оценкам экспертов, предвыборная кампания “Демократического выбора России” на выборах в Государственную Думу России в 1993 году строилась по рыночной модели, но оценить достигнутые этой партией результаты иначе как поражение невозможно.

Административно-командная модель практически не известна на Западе, но имеет давние традиции в России еще с советских времен. Главным ресурсом такой модели является власть. Государственный аппарат может осуществлять свое влияние в различных видах: ограничение рекламного времени на государственных СМИ, отводимого конкурентам, изъятие агитационного материала, задержание пикетов, препятствование деятельности СМИ, сотрудничающих с оппозицией, прямая подтасовка результатов выборов. С точки зрения руководителя или правящей партии, желающих быть переизбранными, очень важным является способность заинтересовать чиновничью иерархию в том, чтобы она действительно стремилась [46] способствовать переизбранию, а не создавала “видимость бурной деятельности”. Подобная модель еще очень сильно распространена в некоторых регионах России, особенно в национальных республиках. Однако, ориентация на административно-командную модель может иметь отрицательные последствия даже в отдаленных от центра политической жизни регионах. Так, например, произошло с бывшим губернатором Кировской области Десятниковым в 1996 году, когда в результате выборов он потерял свой пост во многом из-за того, что опирался исключительно на административные рычаги воздействия на избирателя и не имел в своем штабе ни одного представителя общественной организации.

Организационно-партийная модель делает упор на работу региональных отделений партии или общественно-политической организации. Основным ресурсом такой кампании является организация. Основное отличие от предыдущих моделей заключается в том, что она проводится по принципу постоянного присутствия в регионе, городе, районе, деревне и т.п. При такой модели организации избирательной кампании агитация практически никогда не прерывается и только усиливается во время выборов. В российских условиях только одна политическая партия может претендовать на то, что она выигрывает выборы, опираясь на организационно-партийную модель. Это КПРФ. Не даром личный рейтинг ее лидера Г. Зюганова всегда значительно ниже, чем то, количество голосов, которое отдается за него во время президентских выборов. Данная модель доступна только старым или очень богатым партиям. КПРФ имеет возможность применять такую модель вследствие того, что имеет очень много активистов, согласных агитировать за нее на безвозмездной основе.

Комплексная модель сочетает в себе в той или иной пропорции все предыдущие примеры. Примером такой кампании можно считать организацию президентских выборов Б.Н. Ельцина в 1996 г. Это был яркий образец “тотальной” избирательной кампании, где применялись как рыночные, так и командно-административные методы. Конечно, это потребовало значительных расходов. По оценкам экспертов, прямые финансовые и материальные затраты на рекламную кампанию Б. Ельцина на два порядка превысили расходы всех остальных кандидатов вместе взятых.

Выбираемая модель избирательной кампании и имеющиеся финансовые ресурсы имеют большое значение, однако не менее важным является их творческое применение людьми, которые используют избирательные технологии. Выборы всегда непредсказуемы. Даже, используя одну и ту же модель избирательной технологии и исповедуя примерно одну и ту же идеологию, можно получить совершенно разные результаты. Из опыта последних избирательных кампаний можно сделать также вывод о том, что политические партии и политические лидеры, участвующие в избирательной [47] гонке, стремятся комбинировать различные модели избирательных технологий с тем, чтобы избежать недостатков, сопутствующих каждой из них.

В заключении нашей статьи нужно подвести некоторые итоги и сделать выводы:
1. Политические партии в современной России еще очень слабы и неструктурированны. Они функционируют в виде протопартий, неукорененных в обществе.
2. ПР в деятельности политических партий - это совершенно новое, но очень бурно развивающееся направление деятельности, поскольку именно при помощи ПР-технологий так называемым политическим партиям удается собирать голоса избирателей в свою поддержку.
3. Исходя из вышесказанного, особенно важной задачей служб ПР в политических партиях и общественно-политических движениях современной России является поиск и определение своей социальной базы, поддержание постоянных связей с ней, отслеживание изменений в ее настроении и взглядах на текущую политическую ситуацию.

Примечания
1. Государственная служба России: диалог с обществом. (Отв. ред. В.С. Комаровский) М., 1998, С. 101-102.
2. О политических партиях см.: Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995; Государственная служба России: диалог с обществом. (Отв. ред. В.С. Комаровский) М., 1998; Политология. Учебное пособие для студентов технических университетов. СПб., 1998; Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996; Россия: партии, выборы, власть. (Под общ. ред. В.Н. Краснова) М., 1996.
3. Марков С. Формы существования политических партий в современной России. // Формирование политической системы России. (Под ред. А. Кортунова) М., 1996.
4. В России политконсалтинга пока нет? (Интервью с И. Задориным) // Советник, 1999, № 9.
5. Ли Д. Кому достанутся $500.000.000? // Советник, 1999, № 4.
6. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент PR. СПб., 1997, С. 125.
7. Блэк С. Введение в пвблик рилейшнз. Ростов-на-Дону, 1998, С. 12.
8. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. Киев, 1999.
9. Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании. // Полис, 1993, №4; Зотова З.М. Избирательная кампания: технологии организации и проведения. М., 1995; Ковлер А.И. Избирательная кампания: организация и методы работы. М., 1995; Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995; Кудинов О., Колосова С., Точицкая Н. Комплексная технология проведения эффективной избирательной компании в российском регионе. М., 1997; Почепцов Г.Г. Имидж и выборы: имидж политика, партии, президента. Киев, 1997; Слепенков И.Н. и др. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты. М., 1995; Технология и организация избирательных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.
10. Кудинов О., Колосова С., Точицкая Н. Комплексная технология проведения эффективной избирательной компании в российском регионе. М., 1997.
[48]

Быков И.А., Copyright ©, 2000

фасадные панели для загородных домов

жесткие диски заказать

Массажное разработчик и производитель офисные кресла купить.

предметная фотосъемка недорого