[Главная страница]

Быков Илья Анатольевич
Политические партии и движения

Происхождение политических партий.
Сущность и место политических партий в политическом процессе.
Политические движения.
Типология партий.
Типология партийных систем.
Партии и партийная система современной России.
Политические процессы в современной России.

ЛИТЕРАТУРА
Гаджиев К.С. Политическая наука. - М., 1995.
Голосов Г.В. Сравнительная политология: учебник. - Новосибирск, 1995.
Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
Лапаева В.В. Становление российской многопартийности // Социс. -1996. -№8.
Острогорский М.Я. Демократия и демократические партии. - М., 1997
Партийная система в России в 1989 - 1993 гг.: опыт становления. -М., 1994.
Политология. Учебное пособие для студентов технических университетов / Под ред. М.А. Василика. - СПб, 1998.
Пугачев В.П. Введение в политологию. – М., 1996.
Россия: партии, выборы, власть / Под общей ред. В.Н. Краснова. - М., 1996.

Политические партии известны в истории человечества с древнейших времен. Так, само слово «партия» латинского происхождения и переводится как «часть». Но еще до римлян Аристотель писал о борьбе между «партиями» жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в 6 в. до н. э., а из истории средневековой Англии широкую известность получила борьба между «партиями» Алой и Белой Роз. Однако в своем современном виде политические партии появились лишь после победы буржуазных революций в странах Запада и распространения политических прав на широкие слои населении.

Известный немецкий социолог М. Вебер предложил общепризнанную на данный момент в политологии схему эволюции политических партий: аристократические кружки, политические клубы, массовые партии. Именно по такой схеме проходило формирование политических партий в Великобритании. В 17 в. в английском парламенте сложились две аристократических группировки: виги и тори. В начале [127] 19 в. виги образовали «Реформ-клаб», а тори - «Чарльтон-клаб». В 1861 г. произошло основание первой массовой политической партии. Ей стала Либеральная партия Англии. Если политические клубы ставили своей целью включение в политическую жизнь буржуазии, то массовые партии стремились и стремятся привлечь на свою сторону как можно больше простых граждан. К концу 19 в. массовые политические партии сформировались в большинстве стран Запада.

С момента формирования массовых политических партий этот феномен сразу же привлек к себе пристальное внимание ученых. Возникла даже целая наука, занимающаяся изучением партий, - партология. Однако в рамках этой науки до сих пор не сложилось единого определения понятия «политическая партия». Каждый крупный ученый вырабатывает собственное определение, но большинство ученых выделяют определенное число функций и признаков политических партий. К признакам обычно относят следующие:
- наличие минимальной формальной организации;
- наличие программы совместной деятельности;
- участие в формировании и функционировании правительственных механизмов,
- участие в выборах;
- особое положение связующего звена между государством и обществом.

Функции политических партий делятся на две большие подгруппы: внешние и внутренние. К внутренним функциям относятся рекрутирование новых членов, поддержание материальной и финансовой основы функционирования партии, регулирование внутрипартийных отношений между рядовыми членами, фракциями, лидерами и т.п. Внешние функции партии сводятся к следующим:
- борьба за завоевание и использование власти в интересах группы населения, которую партия представляет;
- организация институциализованного участия граждан в управлении государственными делами, т. е. обеспечение связи масс с государством;
- рекрутирование и отбор политических лидеров, создание политической элиты общества;
- осуществление политической социализации граждан; согласование собственных интересов с интересами других участников политической борьбы, поддержание в обществе консенсуса по базовым политическим ценностям.

Опираясь на все вышесказанное, можно сказать, что политические партии - это добровольные общественные организации, объединяющие граждан с общими интересами и(или) взглядами, и имеющие своей целью участие в осуществлении политической власти. Именно в [128] притязании на политическую власть и открытом участии в принятии политических решений заключается основное отличие политических партий от других общественных организаций, движений и клубов.

Понятие «общественно-политические движения» очень близко расположено по отношению к понятию «политическая партия». Оно охватывает различные объединения граждан, которые оказывают влияние на политическую жизнь и процесс принятия политических решений, но в то же самое время не могут считаться политическими партиями, так как не обладают отдельными признаками и не выполняют определенных функций, характерных для политических партий.

Во-первых, политические движения, как правило, не имеют стабильной организационной структуры, устава, постоянного членства, разветвленной организации с отделениями на местах, дисциплинированным подчинением нижестоящих ячеек вышестоящим органам и т.д.

Во-вторых, политические движения имеют значительно более широкую и расплывчатую идейно-политическую ориентацию, чем партии. Это позволяет иногда включать в работу движений людей и группы людей разных идеологических взглядов, но преследующих одну цель.

В-третьих, цели движений намного более конкретны и ограничены, чем у политических партий. Они не ставят перед собой задачу прихода к власти, но стремятся решить ту или иную конкретную проблему. После того, как проблема решена, движения самораспускаются. Так, например, произошло с движением против размещения крылатых ракет в Европе. Но иногда движения перерастают в партии. Тенденция превращения движения в партию свойственна, например, различным экологическим движениям.

Многообразие исторических и социальных условий политического развития разных стран вызвало формирование партий различного типа. Общепризнанная в социально-политических науках типология политических партий принадлежит известному французскому исследователю М. Дюверже, который классифицировал партии на основе их внутренней структуры. Согласно этому критерию, все партии делятся на кадровые и массовые.

Массовые политические партии отличаются, прежде всего, многочисленностью постоянных членов партии с партийными билетами. При этом увеличение числа членов партии представляется для них делом первейшей необходимости, так как именно партийные массы и первичные партийные ячейки обеспечивают таким партиям влияние на электорат. С другой стороны, финансовую основу таких партий обычно составляют партийные взносы. С точки зрения внутренней структуры, массовые партии состоят из трех «слоев»: внешний - сочувствующие, внутренний - партийный аппарат, а между ними находится [129] «слой» рядовых членов партии, которые осуществляют связь партийного аппарата с массами и являются самым действенным каналом агитации. Для массовых партий также характерна высокая степень идеологизации и опора на определенные социальные классы.

Кадровые партии отличаются от массовых прежде всего тем, что у них отсутствует «слои» рядовых членов. Основу партии составляет партийный аппарат, состоящий из профессиональных политиков и менеджеров предвыборных кампаний. Партийный аппарат существует постоянно, а сочувствующие мобилизуются для агитации во время избирательной кампании. Кадровые партии представляют собой «машины для голосования», созданные для сбора голосов избирателей на выборах Соответственно финансовую основу партии составляют не партийные взносы рядовых членов партии, а спонсорская поддержка заинтересованных лиц и групп.

Классификация партий, предложенная М. Дюверже, стала традиционной. Однако, попытки ее улучшения предпринимаются постоянно. Наиболее удачная попытка принадлежит французскому политологу Ж. Шарло, который выделил, наряду с кадровыми и массовыми политическими партиями, партии избирателей, которые также получили название «партии-хватай-всех», и «интерклассовые».

Партии избирателей напоминают кадровые тем, что имеют весьма расплывчатые идеологические установки. С другой стороны, они используют методы мобилизации масс, которые присущи массовым политическим партям.

Еще на рубеже 19-20 вв. известные ученые Р. Михельс, М. Вебер и М. Острогорский отметили, что тенденции бюрократизации и олигархизации присущи не только кадровым, но и массовым партиям. По их мнению, даже в демократических партиях происходит процесс концентрации власти в руках партийных функционеров, а внутрипартийные голосования по тем или иным вопросам становятся пустой формальностью, превращаясь в простое утверждение тех решений, которые были предопределены точкой зрения аппарата. Таким образом, политические партии, как любые другие социальные институты не могут похвастаться совершенством, однако лучших механизмов представлении интересов граждан в государстве политическая мысль и практика не создали.

Понятие «партийная система» характеризует механизм взаимодействия и соперничества партии в борьбе за власть и ее осуществление Наиболее распространенной типологией партийных систем на сегодняшний день является типология, согласно которой все партийные системы делятся на однопартийные, двухпартийные и многопартииные Однопартийная система может быть представлена двумя разновидностями: жесткая однопартийная система и фактически [130] однопартийная система. При жесткой однопартийной системе существование иных, кроме правящей, партий, пусть даже в формальном виде исключено. Такая партийная система (если можно назвать системой совокупность состоящую из одного элемента) имела место в тоталитарных политических режимах СССР и фашистской Германии, где тоталитарные партии фактически являлись частью государственного аппарата. В настоящий момент жесткие однопартийные системы существуют в Северной Корее и Кубе.

При фактически однопартийных системах формально существует многопартийность. Однако искусственно созданные «конкурирующие» партии на самом деле полностью подконтрольны правящей партии, а зачастую входят в единый политический блок, руководство в котором, конечно же, принадлежит правящей партии. Так, например, в современном Китае, кроме КПК, присутствуют еще несколько политических партий (революционный комитет Гоминьдана, крестьянско-демократическая партия и др.), и все они входят в единый «народно-демократический фронт». Фактические однопартийные системы получили распространение в авторитарных политических режимах.

Двухпартийная система отличается от однопартийной тем, что в ней происходит реальная борьба за власть только между двумя партиями, которые попеременно приходят к власти. Двухпартийная система тоже существует в двух видах. Классический вариант двухпар¬тийной системы представлен опытом Соединенных Штатов и Великобритании, где главные партии в сумме собирают до 90% голосов избирателей, в связи с чем влияние других партий крайне незначительно. Второй вид двухпартийной системы называется системой «двух с половиной партий» или «две плюс одна партия». При этой системе две лидирующие партии вместе набирают на выборах около 75-80% голосов, из-за чего они вынуждены искать поддержки третьей партии. Третья партия вступает в союз то с одной, то с другой из ведущих партий. Такие системы существуют в Канаде, Австрии, Австралии и ряде других стран.

При многопартийной системе более двух партий имеет достаточно сильное влияние, чтобы воздействовать на принятие политических решений и участвовать в формировании коалиционных правительств. Как показывает практика, многопартийные системы наиболее нестабильны, хотя и предлагают наибольшие возможности для выражения политических интересов различных частей общества.

Многопартийные системы тоже существуют в двух формах «поляризованного» и «умеренного» плюрализма. Случай «поляризованной» многопартийной системы является более нестабильным вариантом, чем случай «умеренного» плюрализма. [131] Правовой статус политических партий и общественно-политических движений России закреплен Конституцией РФ (1993) и Федеральным законом «Об общественных объединениях» (1993).

Согласно Конституции в качестве одной из основ конституционного строя России признается многопартийность и равноправие политических партий, а в качестве другой основы - идеологический плюрализм (ст. 13). Юридических препятствий для развития многопартийности в России нет. Указание, содержащееся в п. 5 ст. 13 Конституции о том, что в России запрещены создание и деятельность общественных объединений и политических партий, «цели или деятельность которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни», вполне соответствует принципам современного правового гоударсгва.

В России зарегистрировано очень много политических партий, общественно-политических движений и избирательных блоков. Однако практически политические партии не стали стабильными и сильными участниками политического процесса. В 1993, 1996 и 1999 гг. в России проходили многопартийные выборы в парламент. В результате выборов 1993 г. по партийным спискам в парламент прошли 8 партий и избирательных блоков (ЛДПР, «Выбор России», КПРФ, Аграрная партия, «Женщины России», Яблоко, ПРЕС, ДПР), в 1995 году в парламент прошло всего 4 избирательных блока (КПРФ, ЛДПР, движение «Наш Дом - Россия» и блок ЯБЛоко). Однако в 1999 г. тенденция к увеличению количества политических партий снова возобладала. В парламент последнего созыва по партийным спискам прошло шесть объединений (ЛДПР, КПРФ, ЯБЛоко, СПС, «Единство» и ОВР). Это говорит о трудностях партогенеза, о том, что в России партии быстро появляются и также быстро исчезают, раскалываются, образуют коалиции и снова раскалываются. Причины слабого развития партий и общественно-политических организаций следует искать по нескольким направлениям.

Во-первых, следует отметить исторически-культурную осо¬бенность нашей страны, связанную с 70-летним периодом доминирования одной партии Негативное восприятие Коммунистической партии автоматически переносится на все партии без исключения. Кроме этого, из истории дореволюционной России нельзя почерпнуть положительный опыт продолжительной деятельности политических партии.

Во-вторых, необходимо выделить группу социально-экономических причин, которые указывают на слабую социальную базу политических партий современной России. Партии обычно формируются [132] на основе интересов определенных стабильных социальных групп и классов, но современное российское общество переживает процессы резкой трансформации социальной структуры, высокой вертикальной и горизонтальной мобильности населения (с преобладанием нисходящей социальной мобильности для большинства категорий общества), поэтому интересы большой части населения просто не успевают оформиться и получить адекватное выражение в виде политических партий.

В-третьих, следует выделить и такую особенность российского партогенеза, как формирование партий вокруг лидера или идеологии, а не вокруг интересов. В связи с конкуренцией между лидерами и идеологических тонкостей множество движений переживало расколы и размежевания, не имеющие под собой принципиальных оснований. Особенно эта тенденция присуща демократическому движению.

И, наконец, можно отметить еще одну причину слабости политических партий. Она связана с существующей в России избирательной системой, благоприятствующей формированию слабых партий и многопартийной системы, которая, при определенном стечении обстоятельств, может приобрести черты «поляризованной» многопартийной системы.
[133]

Быков И.А., Copyright ©, 2002

Недорогая пожарная сигнализация от лучших поставщиков

http://zeron.com.ua/category/cctv/

охрана труда в строительстве.

мобильные телефоны санкт-петербург .

Калининградская область