[Главная страница]

Быков Илья Анатольевич
Опыт разделения ветвей власти в России и теория рационального выбора

Для анализа процесса становления механизма разделения властей в Российской Федерации в свете теории рационального выбора скорее всего наиболее важным является следующий тезис данной теории: ”индивиды существуют и делают выбор в рамках социально структурированной среды и ... характер этих структур (и то, как они осознаются) оказывает воздействие как на предпринимаемые индивидами решения, так и на последствия данных решений” (М.Фармер. Рациональный выбор: теория и практика. //Полис, №3, 1994, с. 57).

В России основным структурообразующим элементом является конституция. События периода 1991-1993 годов развивались в рамках конституции, доставшейся в наследство от советского периода. С одной стороны Съезд обладал правом изменения конституции, но с другой стороны он же наделил Президента чрезвычайными полномочиями. До начала радикальных рыночных реформ съезд действовал заодно с исполнительной ветвью власти, ограничивая прерогативы центральных властей СССР, а демократы до начала 1992 года имели в нем большинство. Однако реформы вызвали большое недовольство значительной части населения и депутаты не замедлили этим воспользоваться. Примерно половина реформаторского большинства перешла в лагерь оппозиции (В.Согрин, Политическая история современной России. М, 1994, с.121). Эскалация противостояния между ветвями власти, усугубляемая юридическим тупиком, ухудшением экономической ситуации и идеологическими расхождениями, в результате вылилась в вооруженный конфликт. Конфликт провоцировался обеими сторонами и обе стороны имели шансы на успех. Из событий данного периода можно сделать вывод, что развитие демократии в России требует не только создания демократических политических институтов, но и стабильного экономического развития.
[173]

В результате конфликта действие прежней конституции было отменено, а после введения в силу новой конституции государственный строй, скорее всего, можно определить как “президентская республика” в самой крайней ее форме. За 4 года существования этой системы парламент, хотя там и преобладали оппозиционные Президенту силы, пошел вразрез со своими политическими лозунгами, но не вразрез своему основному рациональному интересу — избежать роспуска и перевыборов. Критика действий исполнительной власти еще ни разу не вылилась в радикальные действия вроде импичмента президенту или неутверждение бюджета. С другой стороны исполнительная власть тоже не стремится обострять ситуацию: у нее достаточно полномочий для проведения своей политики, а вероятность того, что в результате выборов будет избран еще более оппозиционный парламент очень высокая. Поэтому крупный конфликт между ветвями власти в ближайшее время не реален. Однако, политическая стабильность достигнута скорее на за счет баланса сдержек и противовесов, а за счет дисбаланса в сторону исполнительной власти. Это может привести к новому конфликту в будущем.
[174]

Быков И.А., Copyright ©, 1998

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

www.rushessay.com

resume writing professional

customessaysinuk.com

Квартира на выходные в москве обмен квартир с доплатой в москве.