[Главная страница]

Быков Илья Анатольевич
Эмпирическое исследование электронного государства: методология Даррелла Веста

Введение

Эмпирическая верификация теоретических концепций является необходимым элементом научного прогресса. В связи с этим проблема влияния новейших информационных технологий на деятельность органов государственной власти должна носить не только нормативный, но и прикладной характер, поскольку в обратном случае такие концепции, как «электронная демократия», «электронное правительство» или «электронное правление», рискуют оказаться в одном месте с личными мнениям и субъективными предпочтениями различных авторов [О концепциях см.: 1, 2].

В данной работе представлен краткий анализ одного из методологических подходов по исследованию развития электронного правительства, который был представлен в нескольких публикациях американского политолога Даррелла Веста (Darrell M. West) [4, 6, 7, 8, 9]. Основная книга этого автора, посвящённая указанной теме - «Цифровое правительство: технология и развитие общественного сектора» - в 2006 г. завоевала награду им. Дона К. Прайса Американской ассоциации политической науки [3]. По мнению Б. Крюгера, данная книга внесла основной вклад в научное поле [3, p. 276].

Модели технологического развития, цифровое правительство и политико-бюрократический контекст

Свою методологию Д. Вест строит, опираясь на общую модель технологических изменений в комбинации с этапами развития электронного государства. По его мнению, любое внедрение технических инноваций переживает 3 стадии: стадию постепенного развития, стадию постоянного практического использования и, наконец, стадию трансформационных изменений, носящих необратимый характер. В свою очередь внедрение электронного правительства переживает 4 стадии: доски объявлений, частичного оказания услуг, портальную стадию с полным набором государственных услуг, и, наконец, стадию электронной демократии, которая выражается не только в оказании услуг гражданам, но и системе полной прозрачности и ответственности государственных органов перед гражданами. Д. Вест отмечает, что электронная демократия совпадает со стадией трансформационных изменений, которые ещё не наступили [6, Глава 1].

В методологии Д. Веста очень важную роль играет анализ политико-бюрократического контекста. Так, с одной стороны, политические лидеры чаще всего заинтересованы в развитие электронных технологий государственного управления, как в демократических, так и в авторитарных режимах, поскольку существует весьма распространённое мнение о том, что таким образом можно добиться повышения эффективности управления и усиления контроля над бюрократическим аппаратом. В то же самое время бюрократические структуры более негативно относятся к попыткам внедрения информационных технологий, так как это мешает устоявшейся системе работы и снижает значение бюрократов, низводя их до статуса приложений к компьютерам. С другой стороны, бюрократы в США более положительно относятся к внедрению ИКТ, чем обычные граждане [6, p. 28]. Оценка отношения политиков и бюрократов к электронному правительству изучалась Д. Вестом при помощи опросов. Кроме того, он исследовал различные факторы, которые могут повлиять на развитие электронного правительства в США и выяснил, что одним из важнейших является политическое противостояние в органах законодательной ветви власти, поскольку именно они определяют бюджет. Если существует сильное противостояние, то соответственно резкое повышение затрат на электронное правительство ждать не приходится [6, p. 35].

Анализ контента государственных сайтов

Наиболее важное часть методологии Д. Веста — это контент-анализ веб-сайтов органов государственной власти. Так, например, для анализа электронного государства в США он исследовал более 17 тысяч сайтов всех ветвей и уровней власти [6, p. 17]. Приверженность этому методу вызвана тем, что только таким образом можно дать объективную картинку состояния электронного правительства в стране или регионе.

[176]

Руководствуясь моделью внедрения электронного правительства, Д. Вест анализирует государственные сайты по более чем 20 критериям [6, p. 47], среди которых есть весьма необычные для российских проектировщиков и пользователей, как например, лёгкость чтения и специальный интерфейс для людей с ограниченными возможностями. Выводы, которые делает Д. Вест по отношению к степени развития электронного государства США достаточно неутешителен: они находятся на стадии постепенного внедрения технологий или частичного оказания услуг. Что касается степени развития различных ветвей власти, то тут в наиболее выигрышном положении оказались органы исполнительной власти, затем законодатели и хуже всего дело обстоит с судебными органами.

Попытка выявить наиболее значимые факторы, влияющие на уровень развития электронного правительства на региональном уровне, выявили довольно интересные закономерности. Так, например, если основной фактор развития электронного правительства в виде уровня доходов на душу населения в каждом штате был основополагающим, то разница между штатами с практически идентичным уровнем благосостояния различались благодаря факторам политического конфликта, организационной модели, качеству профессиональной подготовки законодателей и модели финансирования IT-разработок. Организационная модель проявлялась в том, что если внедрение информационных технологий проходило под руководством администрации и для этого создавался внутри администрации специальный отдел, то эффективность такого решения была значительно ниже, чем если бы к внедрению электронных технологий привлекались коммерческие подрядчики. Как замечает Д. Вест: «бюрократам очень сложно заниматься инновациями» [6, p. 36]. Кроме того, большие проблемы с внедрением он-лайн сервисов связаны с ситуацией «цифрового неравенства», противодействием лоббистских структур (например, почтовых операторов), охраной персональных данных и т.п. Всё это делает развитие электронного правительства в США достаточно проблематичным. В частности, такой важнейший аспект электронной демократии, как он-лайн голосование регулярно торпедируется разнообразием законодательства на региональном уровне.

Практика использования электронного правительства и отношение общества

Для анализа практики использования электронных технологий в государственном управлении Д. Вест использует обычные опросы общественного мнения. Они, в частности, показали, что в США имеется серьёзный «цифровой разрыв» между различными социальными группами, которые в разной степени пользуются новейшими технологиями. В политической плоскости этот разрыв проходит между демократами и республиканцами. Те, кто более часто пользуются интернет-сервисами для работы с государственными органами, скорее принадлежат к демократическому электорату, нежели к республиканскому.

Электронное правительство в мировом контексте

Основной методикой в данном случае выступил контент-анализ правительственных сайтов 198 стран мира (2166 сайтов), а также мульти-вариативный анализ, который позволил проанализировать зависимость успешности внедрения технологий электронного правительства от различных критериев [6, Глава 9]. Среди этих критериев наиболее важными считаются уровень доходов в стране, образование, уровень коррупции, количество учёных, политическая конкуренция, положение с правами человека и т.п. К удивлению Д. Веста, демократические страны не показали практически никакого преимущества по сравнению с авторитарными. Основным фактором выступил уровень экономического развития. Вероятно, некоторые авторитарные страны вполне успешно справляются с задачей внедрения электронных технологий в государственное управление благодаря отсутствию проволочек, связанных с обсуждением необходимых реформ. В то же самое время, в демократических странах много усилий тратится на выработку программы действий, учёт прав меньшинств и т.п., что приводит к сильному торможению всего процесса.

Заключение

В качестве заключения следует отметить, что методология Д. Веста является, с одной стороны, комплексной, то есть использует разные методики сбора и анализа информации, а, с другой стороны, политологической, поскольку учитывает в первую очередь общественно-политические факторы создания электронного правительства. В этом плане она выгодно отличается от многих работ, рассматривающих 1-2 фактора, либо не учитывающих политические аспекты внедрения электронных технологий в государственное управление.

Литература

1. Быков И.А. «Электронная демократия» VS «электронное правительство»: концептуальное противостояние? // Политэкс, 2005, № 3, С. 69-79.

[177]

2. Сморгунов Л.В. От электронного государства к электронному правлению: смена парадигмы // Политическая наука, 2007, № 4, С. 20-49.

3. Krueger B.S. Digital Government: Technology and Public Sector Performance (Book review) // Journal of Politics, 2007, Vol. 69, № 1, pp. 276-278.

4. Miller E.A., West D.M. Where's the Revolution? Digital Technology and Health Care in the Internet Age // Journal of Health Politics, Policy and Law, Vol. 34, No. 3, April 2009, pp. 261-264.

5. Princeton University Press [Электронный ресурс] Режим доступа: http://press.princeton.edu/titles/8088.htmlhttp://press.princeton.edu/titles/8088.htmlhttp://press.princeton.edu/titles/8088.htmlhttp://press.princeton.edu/titles/8088.html

6. West D.M. Digital Government: Technology and Public Sector Performance. Princeton: Princeton University Press, 2005.

7. West D.M. E-Government and the Transformation of Service Delivery and Citizen Attitudes // Public Administration Review, Vol. 64, № 1, pp. 15-27.

8. West D.M. State and Federal Electronic Government in the United States, 2008 // The Brooking Institution. 2008. August 26. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.brookings.edu/reports/2008/0826_egovernment_west.aspxwww.brookings.edu/reports/2008/0826_egovernment_west.aspxwww.brookings.edu/reports/2008/0826_egovernment_west.aspxwww.brookings.edu/reports/2008/0826_egovernment_west.aspxwww.brookings.edu/reports/2008/0826_egovernment_west.aspx

9. West D.M., Miller E.A. Digital Medicine: Health Care in the Internet Era. Washington: The Brookings Institution, 2009.

[178]

Быков И.А., Copyright ©, 2010

Now all Hella albums can be streamed or downloaded in any file size at Hella store.

Курсы английского языка

Лучшая посуточная аренда Киев по оптимальной цене на housebook.com.ua.

Увлекательные компьютерные игры для детей на сайте.